Здесь не нужно надевать бахилы, как в обычном музее. Зато можно трогать любой понравившийся экспонат, а при желании взять его в руки и хорошенько изучить. Если, конечно, у посетителей силенок хватит. Потому что большая часть экспонатов - это подлинные трофеи времен Великой Отечественной войны, которые имеют не только исторический, но и вполне конкретный вес. Хозяйка музейной комнаты, председатель Совета ветеранов Краснопрудской волости Елена Тихомирова не случайно разрешает детям после экскурсии поиграть. Наблюдая за тем, как школьники примеряют на себя разные роли, она видит, как постепенно меняется их отношение к войне.
- Вот, например, курково-спусковой механизм с амортизатором ПТР. Это карабин Мосина со штыком, а на второй полке сверху - диск пулемета Дегтярева, - знакомит с экспозицией Елена Тихомирова. - Просто так эти трофеи в руках не удержишь, нужны определенные физические усилия. Только представьте себе, щит пулемета «Максим» весит 10 кг! Взяв в руки оружие, дети на себе ощущают тяжесть войны и понимают, как нелегко приходилось нашим солдатам добывать победу. Такие «вещдоки» действуют на них гораздо сильнее, чем цифры боевых потерь на школьных уроках истории. А значит, они надолго запомнят услышанное на экскурсии.
Разумеется, все экспонаты музейной комнаты - подлинные. В проржавевшей от времени каске погиб неизвестный солдат - на поверхности отчетливо видна зияющая от пули дыра. Несколько кусков колючей проволоки были частью оборонительных сооружений советских войск. Есть и более «мирные» свидетели войны - солдатская ложка, всевозможные миски и фляги, офицерские бляшки от ремней. Большую часть трофеев принесли в музейную комнату местные жители, причем найдены они были в мирное время. Тракторист Анатолий Мотовилов пахал землю и наткнулся на спусковой механизм винтовки. Его коллега Александр Матвеев отыскал немецкий котелок с хорошо сохранившимися инициалами владельца. Ценные, а порой даже страшные находки бывают каждый год, и это неудивительно. В 1944 году на границе Краснопрудской волости и Островского района проходила немецкая линия «Пантера», советские войска пытались ее прорвать. Шли ожесточенные бои. Окрестные поля до сих пор начинены снарядами, патронами и всевозможными жестянками. Иногда на них натыкаются даже дети...
- Что мы с ребятами только не находили во время походов по линии «Пантера», - говорит Елена Тихомирова. - Пробитую пулей каску, тяжелейший снаряд, который мальчишка мужественно тащил на себе вместе с рюкзаком! А еще вспоминается такой случай. Наткнулись мы как-то на целую кучу солдатских патронов. У детей глаза загорелись, так хотелось их забрать с собой, а парочку в костер кинуть, чтобы сделать «бомбушку». Конечно, я не могла этого допустить. Сложила находку в рюкзак и еле дотащила до дома. А потом договорилась с нашим участковым Геннадием Смирновым, который должен был регулярно отчитываться об уничтожении оружия. Я ему рюкзак с патронами отдала, а он мне принес разряженный снаряд, который занял почетное место в нашей музейной комнате.
На центральном стенде - портреты и информация о местных жителях, участниках войны. К сожалению, почти все, кроме Анны Михайловны Волковой и Нины Михайловны Марковой, ушли из жизни. Ещё один экспонат выглядит вполне современно, однако, по словам Елены Тихомировой, имеет мощное воспитательное значение. Речь идет об альбоме с фотографиями гостей деревни Кирово, чьи родственники упокоены на воинских мемориалах. Ведь с тех пор, как в Интернете в свободном доступе появился электронный архив Министерства обороны, стало известно о месте захоронения сотен солдат, погибших за освобождение Краснопрудской волости. Практически с каждым гостем и его семейной историей Елена Тихомирова знакома лично, а с некоторыми даже поддерживает отношения. Сюда приезжают каждый год - и не только 9 Мая - из Екатеринбурга, Волгограда, Новгорода, Кингисеппа, Тюмени, Архангельска, Барнаула, Москвы, Санкт-Петербурга, из Казахстана и Украины...
Война не пощадила ни защитников, ни мирных жителей Краснопрудской волости. Четыре деревни были сожжены дотла, одна из них - с местными жителями. Взорваны все церкви, кроме одной. Всего к началу оккупации на территории сельского поселения находились 75 населенных пунктов. Все были уничтожены, 11 из них не подлежали восстановлению. Погибло 60 мирных жителей, 446 воинов не вернулись домой. За годы войны население сократилось на 1200 человек.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru